Детский сад №10 "Радуга" г. Бугульма

Конспект ОД для детей старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности на тему: "Что такое воздух?"

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида№10 «РАДУГА» Бугульминского муниципального района 

Республики Татарстан

 

Конспект

образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательно – исследовательской деятельности

Тема: Что такое воздух?

 

Разработала:

Шамсиева А.Р.

 

 

 

Бугульма 2016г.

Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха, путём экспериментирования.

Задачи: - учить детей слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать;

- развивать познавательную активность, любознательность, внимание, наглядно – образное мышление;

- обогащать словарь детей: соломинка, невидимый, упругий, лёгкий.

Интеграционные области: познание, здоровье, социализация, труд, коммуникация.

Методические приёмы: игровой элемент, беседа, диалог, наблюдение, эксперименты, опыты, игра, физкультминутка, загадка, сюрпризные моменты.

Материал: вода.

Оборудование: полиэтиленовые пакеты, ёмкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с водой и горошинами, трубочки для коктейля, воздушные шары, акварель, кисточки, листы белой бумаги.

Методы и приёмы:

1. Наглядные:

· наглядно-зрительные приемы (показ техники выполнения рисования,  зрительные ориентиры).

2. Словесные:

· объяснения, пояснения;

· вопросы к детям и поиск ответов;

· словесная инструкция.

3. Практические:

· выполнение опытов;

· самостоятельное выполнение рисования нетрадиционным способом.
Аппаратное обеспечение: проектор.

Предметно-развивающая среда: группа оформлена под лабораторию.

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов:

реализация УМК по обучению дошкольников двум государственным языкам РТ.

Ход совместной деятельности:

Дети стоят полукругом.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же, без него мы жить не можем.

Дети: Воздух.

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Нужен ли нам воздух и для чего нужен?

Дети: Чтобы дышать и жить.

Воспитатель: Правильно, воздух нам необходим для жизни, а ещё растениям и животным. Сегодня мы узнаем много нового о воздухе.

Опыт №1. «Без воздуха не прожить».

Воспитатель: Зажмите нос и рот. Как мы себя чувствуем?

Дети: Мы себя чувствуем плохо. Не хватает воздуха.

Воспитатель: Значит, для чего нужен воздух?

Дети: Чтобы дышать.

Воспитатель: Правильно.  Почему мы проветриваем группу, раздевалку, музыкальный зал?

Дети: Чтобы мы могли дышать свежим воздухом.

Воспитатель: А как вы думаете, где живёт воздух? (ответы детей). Да, он повсюду, он вокруг людей и внутри нас, он невидимый, лёгкий.

А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас?

Дети: Мы должны его почувствовать.

Опыт №2. «Почувствуй воздух».

Воспитатель: Подуем на ладошку, что мы чувствуем?

Дети: Холод.

Воспитатель: А теперь возьмите опавшие листочки под деревом и подуйте на него. Что с ним происходит?

Дети: Шевелится, колышется. Как будто от ветра.

Воспитатель: Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит в природе , когда движется воздух?

Дети: Ветер.

Опыт №3. «Воздух внутри нас».

Воспитатель: А сейчас, ребята, я вам предлагаю пройти в лабораторию. А мы с вами будем юными исследователями.

Что вы видите на столе?

Дети: стаканчики с водой и коктейльные трубочки.

Воспитатель: Возьмите трубочки и подуйте в воду. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите! Значит, воздух есть у нас внутри. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки. Посмотрите.

Опыт №4. «Воздух есть в любых предметах».

Воспитатель: А теперь положите горошинку в стакан. Что происходит?

Дети: от них идут пузырьки.

Воспитатель: Это значит, что в горошинках есть воздух.

А теперь, можете оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины? Что нам может помочь?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать?

Дети: Подуть в трубочки.

Воспитатель: Что происходит?

Появились пузырьки – это воздух. Мы снова его увидели.

А что же делают наши горошины?

Дети: Они двигаются.

Воспитатель: Что же нам помогло оживить горошины?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Да, конечно же, воздух.

Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. Молодцы!

Физминутка.

Я с утра сегодня встал (потянуться)

С полки шар воздушный взял (вверх хватательные движения)

Начал дуть я и смотреть (сделать руки в трубочку и дуть)

Стал мой шарик вдруг толстеть (раздвигать руки в сторону)

Я всё дую – шар всё толще,

Дую – толще, дую – толще.

Вдруг услышал я хлопок (развести руки в стороны и хлопнуть)

Лопнул шарик, мой дружок.

Опыт №5. «Поймай воздух».

Воспитатель: Ребята, пройдёмте к следующему столу. Что мы видим на столе?

Дети: Полиэтиленовые пакеты.

Воспитатель: Возьмите эти пакеты в руки. Какие они?

Дети: Пустые, мятые.

Воспитатель: Спокойно наберите через нос воздух и медленно выдохните в пакет, а потом заверните его, чтобы он не сдулся.

Какой стал пакет?

Дети: Толстый, надутый.

Воспитатель: Почему он стал таким? Что заполнило пакет?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Да, конечно же, вы правы. Мы с вами наполнили наши пакеты воздухом и увидели, что он может заполнять ёмкости.

Опыт №6. «Увидеть воздух».

Воспитатель: А теперь пройдёмте к следующему столу. Что вы видите на столе?

Дети: Пустую банку и ёмкость с водой.

Воспитатель: Как вы думаете, есть ли воздух в пустой банке? (ответы детей).

Можно ли это доказать?

Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать её ровно вода в неё не попадает.

Что же не пускает воду в банку?

А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды.

Что появилось?

Дети: Пузыри.

Воспитатель: Как вы думаете, почему они появились? (ответы детей).

Вода вытеснила воздух из банки, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей.

Рисование. Нетрадиционный способ рисования – кляксография.

Воспитатель: А вы знали, ребята, что при помощи воздуха можно и рисовать? Посмотрите на мой рисунок, я это нарисовала при помощи воздуха и вот, что у меня вышло (показываю рисунок). Что вы видите на рисунке? (ответы детей). Верно, мои кляксочки похожи на дерево и  веточки, на которые дует ветерок. Сейчас мы с вами научимся при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать чудесные картины. Смотрите на меня, а затем мы выполним работу вместе (показываю  технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. Проговорить несколько раз с детьми название техники).

Молодцы ребята! Получились очень красивые картины.

Рефлексия.

Воспитатель: О чём мы сегодня говорили? (о воздухе). Что интересного мы с вами узнали о воздухе? Какой он? (невидимый, прозрачный, лёгкий, нужный для жизни). Что вам понравилось больше всего?

Знаю, что вы все эти фокусы покажите друзьям. А я вам приготовила сюрприз. Но чтобы получить сюрприз надо отгадать загадку.

Круглый, гладкий, как арбуз…

Цвет – любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака.

Правильно! Это воздушный шар! Держите ваш сюрприз и поиграйте.

https://youtu.be/hqLJAvbCqIg

9 октября 2016 в 15:13

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.