Детский сад №10 "Радуга" г. Бугульма
Конспект ОД для детей старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности на тему: "Что такое воздух?"Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида№10 «РАДУГА» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательно – исследовательской деятельности Тема: Что такое воздух?
Разработала: Шамсиева А.Р.
Бугульма 2016г. Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха, путём экспериментирования. Задачи: - учить детей слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать; - развивать познавательную активность, любознательность, внимание, наглядно – образное мышление; - обогащать словарь детей: соломинка, невидимый, упругий, лёгкий. Интеграционные области: познание, здоровье, социализация, труд, коммуникация. Методические приёмы: игровой элемент, беседа, диалог, наблюдение, эксперименты, опыты, игра, физкультминутка, загадка, сюрпризные моменты. Материал: вода. Оборудование: полиэтиленовые пакеты, ёмкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с водой и горошинами, трубочки для коктейля, воздушные шары, акварель, кисточки, листы белой бумаги. Методы и приёмы: 1. Наглядные: · наглядно-зрительные приемы (показ техники выполнения рисования, зрительные ориентиры). 2. Словесные: · объяснения, пояснения; · вопросы к детям и поиск ответов; · словесная инструкция. 3. Практические: · выполнение опытов; · самостоятельное выполнение рисования нетрадиционным способом.
Предметно-развивающая среда: группа оформлена под лабораторию. Реализация федеральных государственных образовательных стандартов: реализация УМК по обучению дошкольников двум государственным языкам РТ. Ход совместной деятельности: Дети стоят полукругом. Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку. Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, и всё же, без него мы жить не можем. Дети: Воздух. Воспитатель: Как вы думаете, можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Нужен ли нам воздух и для чего нужен? Дети: Чтобы дышать и жить. Воспитатель: Правильно, воздух нам необходим для жизни, а ещё растениям и животным. Сегодня мы узнаем много нового о воздухе. Опыт №1. «Без воздуха не прожить». Воспитатель: Зажмите нос и рот. Как мы себя чувствуем? Дети: Мы себя чувствуем плохо. Не хватает воздуха. Воспитатель: Значит, для чего нужен воздух? Дети: Чтобы дышать. Воспитатель: Правильно. Почему мы проветриваем группу, раздевалку, музыкальный зал? Дети: Чтобы мы могли дышать свежим воздухом. Воспитатель: А как вы думаете, где живёт воздух? (ответы детей). Да, он повсюду, он вокруг людей и внутри нас, он невидимый, лёгкий. А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? Дети: Мы должны его почувствовать. Опыт №2. «Почувствуй воздух». Воспитатель: Подуем на ладошку, что мы чувствуем? Дети: Холод. Воспитатель: А теперь возьмите опавшие листочки под деревом и подуйте на него. Что с ним происходит? Дети: Шевелится, колышется. Как будто от ветра. Воспитатель: Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит в природе , когда движется воздух? Дети: Ветер. Опыт №3. «Воздух внутри нас». Воспитатель: А сейчас, ребята, я вам предлагаю пройти в лабораторию. А мы с вами будем юными исследователями. Что вы видите на столе? Дети: стаканчики с водой и коктейльные трубочки. Воспитатель: Возьмите трубочки и подуйте в воду. Что происходит? Дети: Выходят пузырьки. Воспитатель: Вот видите! Значит, воздух есть у нас внутри. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки. Посмотрите. Опыт №4. «Воздух есть в любых предметах». Воспитатель: А теперь положите горошинку в стакан. Что происходит? Дети: от них идут пузырьки. Воспитатель: Это значит, что в горошинках есть воздух. А теперь, можете оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины? Что нам может помочь? Дети: Воздух. Воспитатель: Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать? Дети: Подуть в трубочки. Воспитатель: Что происходит? Появились пузырьки – это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины? Дети: Они двигаются. Воспитатель: Что же нам помогло оживить горошины? Дети: Воздух. Воспитатель: Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. Молодцы! Физминутка. Я с утра сегодня встал (потянуться) С полки шар воздушный взял (вверх хватательные движения) Начал дуть я и смотреть (сделать руки в трубочку и дуть) Стал мой шарик вдруг толстеть (раздвигать руки в сторону) Я всё дую – шар всё толще, Дую – толще, дую – толще. Вдруг услышал я хлопок (развести руки в стороны и хлопнуть) Лопнул шарик, мой дружок. Опыт №5. «Поймай воздух». Воспитатель: Ребята, пройдёмте к следующему столу. Что мы видим на столе? Дети: Полиэтиленовые пакеты. Воспитатель: Возьмите эти пакеты в руки. Какие они? Дети: Пустые, мятые. Воспитатель: Спокойно наберите через нос воздух и медленно выдохните в пакет, а потом заверните его, чтобы он не сдулся. Какой стал пакет? Дети: Толстый, надутый. Воспитатель: Почему он стал таким? Что заполнило пакет? Дети: Воздух. Воспитатель: Да, конечно же, вы правы. Мы с вами наполнили наши пакеты воздухом и увидели, что он может заполнять ёмкости. Опыт №6. «Увидеть воздух». Воспитатель: А теперь пройдёмте к следующему столу. Что вы видите на столе? Дети: Пустую банку и ёмкость с водой. Воспитатель: Как вы думаете, есть ли воздух в пустой банке? (ответы детей). Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать её ровно вода в неё не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды. Что появилось? Дети: Пузыри. Воспитатель: Как вы думаете, почему они появились? (ответы детей). Вода вытеснила воздух из банки, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей. Рисование. Нетрадиционный способ рисования – кляксография. Воспитатель: А вы знали, ребята, что при помощи воздуха можно и рисовать? Посмотрите на мой рисунок, я это нарисовала при помощи воздуха и вот, что у меня вышло (показываю рисунок). Что вы видите на рисунке? (ответы детей). Верно, мои кляксочки похожи на дерево и веточки, на которые дует ветерок. Сейчас мы с вами научимся при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать чудесные картины. Смотрите на меня, а затем мы выполним работу вместе (показываю технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. Проговорить несколько раз с детьми название техники). Молодцы ребята! Получились очень красивые картины. Рефлексия. Воспитатель: О чём мы сегодня говорили? (о воздухе). Что интересного мы с вами узнали о воздухе? Какой он? (невидимый, прозрачный, лёгкий, нужный для жизни). Что вам понравилось больше всего? Знаю, что вы все эти фокусы покажите друзьям. А я вам приготовила сюрприз. Но чтобы получить сюрприз надо отгадать загадку. Круглый, гладкий, как арбуз… Цвет – любой, на разный вкус. Коль отпустишь с поводка, Улетит за облака. Правильно! Это воздушный шар! Держите ваш сюрприз и поиграйте. https://youtu.be/hqLJAvbCqIg 9 октября 2016 в 15:13
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.